Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2018 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31
16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Новости

Проезд в миллионниках: дорожный коллапс в Новосибирске, трамвайный кризис в Уфе и дорогой проездной в Казани
  • 29 Июня 2017 03:06
Количество просмотров: 21687

Аналитический отдел газеты «Реальное время» решил изучить вопрос с транспортом в городах-миллионниках: где самый комфортный и недорогой пассажирский транспорт, как обстоят дела с оплатой «электронным кошельком» и в каких миллионниках лучше всего налажена транспортная инфраструктура. Изучая проблему, мы узнали, в чем причина коллапса в Новосибирске и как в то же время в Казани порезали маршрутную сеть. Попытались ответить на вопрос, почему развитие троллейбусной и трамвайной сети в Казани буксует, а в Уфе вообще в данный момент происходит системный кризис городского электротранспорта. При этом обнаружили ряд удивительных фактов, неутешительных для жителей столицы РТ: стоимость казанского ежемесячного проездного сравнима по стоимости с московским и, в отличие от многих других миллионников, в Казани нет льготных категорий при оплате через «электронный кошелек».


Причина коллапса в Новосибирске

На сегодня в России 15 городов с населением больше 1 млн жителей. Казань занимает шестое место по численности (1,19 млн), в топ-5 входят Нижний Новгород (1,26 млн), Екатеринбург (1,4 млн), Новосибирск (1,55 млн), Санкт-Петербург (5,1 млн) и Москва (12,1 млн). Однако рост населения вовсе не обязательно приводит к пропорциональному улучшению транспортных услуг или, скажем, увеличению подвижного состава автобусного, троллейбусного и трамвайного парков.

Лидерами по числу маршрутов и численности подвижного состава продолжают оставаться Москва и Петербург. В столице РФ действует 638 муниципальных маршрутов и 211 частных. Муниципальные обслуживает 6532 автобуса правительства Москвы, у частников парк на 2000 автобусов. В Петербурге соотношение не такое радикальное: 390 муниципальных маршрутов и 287 частных, при этом муниципальные обслуживает 2654 автобуса, зато меньшее число частных маршрутов обслуживает большее количество автобусов — 2934.

Несмотря на то, что Новосибирск третий по числу проживающих в нем жителей городов в России, с автобусами здесь проблема. Местные СМИ вообще считают город проблемным по части транспорта: «Транспорт Новосибирска находится в состоянии, близком к коллапсу», что усугубляет рост автомобилизации, но жители «вынуждены продолжать пользоваться автомобилями для поездок, так как альтернативные варианты еще хуже». Местные власти в феврале этого года решили создать аналитическую группу по развитию городского общественного транспорта. В настоящее время 1 млн жителей города ежедневно обеспечен сетью из 160 маршрутов: 14 троллейбусных маршрутов, 12 трамвайных, 77 автобусных, 57 маршрутных такси. Мы насчитали 78 автобусных маршрутов, и подавляющее большинство их — частные: 685 частных автобусов приходится на 102 автобусов муниципальных.

Транспортная структура городов-миллионников по ссылке

Скромная Казань, зачищенная от «Газелей»

Для сравнения, в Волгограде почти 130 маршрутов (их обслуживает 190 муниципальных и 2586 частных автобусов), в Уфе — 107 (обслуживает 340 муниципальных и 2000 частных автобусов), в Нижнем Новгороде — 122 (670 муниципальных, 1181 частных автобуса), в Омске — 177 (609 муниципальных, 2054 частных автобуса). Обращает на себя внимание, что сразу в нескольких городах число частных автобусов превышает отметку в 2000 — и, разумеется, все это выглядит странным, если сравнивать города-гиганты с Уфой и Омском. Впрочем, величина, скажем, частного автобусного парка вовсе не означает пропорционального роста комфортности перевозок и улучшения инфраструктуры: большее число маленьких автобусов может ударить по трафику, приводя к транспортным пробкам.

Казань в этом смысле относится к числу городов с относительно небольшим числом маршрутов (в сравнении с числом жителей) — всего 61 (все муниципальные), и небольшим автобусным парком — 843 автобуса (все муниципальные). Ранее, в 2006 году казанский автобусный парк был больше в 2,3 раза, чем нынешний — всего было 1976 автобусов! Раздут парк был за счет большого числа небольших маршруток-«Газелей» и маршруток «ПАЗов». Напомним, по результатам проведенного обследования пассажиропотоков Казань приступила к оптимизации транспортной сети, в итоге маршрутки-«Газели» ликвидировали, транспортную систему перевели на автобусы большой вместимости. Предлагалось уменьшить число маршрутов автобусов и маршрутных такси со 149 до 97 (в итоге осталось 61), трамваев — с 16 до 14 (осталось 6). Стало ли от этого удобнее — неизвестно, но дороги разгрузили.

Фото evening-kazan.ru

Буксующее развитие троллейбусной сети в Казани и системный кризис электротранспорта Уфы

С троллейбусами ситуация еще противоречивее. Города-лидеры прежние — Москва (67 маршрутов и 1311 троллейбусов) и Петербург (46 маршрутов и 634 троллейбуса). В шести городах количество троллейбусов колеблется в пределах 200-300 единиц. Казань с большим трудом вошла в топ-10 городов с самым развитым троллейбусным парком — здесь 202 троллейбуса и всего 11 маршрутов. Напомним, в прошлом году Казань закупила почти 100 троллейбусов, согласно решениям еще 2006 года именно троллейбусы и трамваи должны были обслуживать центр города. Из двух видов электронного транспорта казанские власти сделали ставку на троллейбусы, трамвайное движение с тех пор планомерно сокращалось, а число троллейбусных маршрутов увеличивалось. Правда, намерение той поры так и осталось намерением: тогдашний руководитель городского комитета по транспорту и связи Казани Айдар Абдулхаков обещал увеличить число троллейбусных маршрутов с 12 до 13, а сегодня, как видим, их всего 11.

Разные города — разные намерения, но похожие результаты. Так, для сравнения, Уфа в 2008 году также решила сокращать трамвайные маршруты и заменять их троллейбусными: на это было выделено изначально 78 млн рублей. Тогда в башкирской столице было 250 троллейбусов на 22 маршрутах. Однако сегодня на тех же 22 маршрутах работает только 110 троллейбусов. В 2008 году в Уфе было 295 трамвайных вагонов на более 20 маршрутах — в настоящий момент трамвайный парк насчитывает всего 80 вагонов, число маршрутов сокращено до 12. Но и это не помогло: прямо сейчас в Уфе разворачивается троллейбусно-трамвайный кризис — из-за огромных долгов города перед энергетиками начались перебои и ограничения в подаче электричества, в результате интервалы движения между трамваями и троллейбусами стали длиннее. Не исключено, что в скором времени весь уфимский электротранспорт станет частным.

muet-ufa.ru

Катастрофическая ситуация с трамваями в России при едва ли развитом метро в миллионниках

Впрочем, ситуация с электротранспортом катастрофическая по всей России. Относительно развитым можно назвать трамвайное движение в Москве и Питере. К городам с хорошей трамвайной сетью можно также отнести Екатеринбург (459 трамваев на 30 маршрутах), Нижний Новгород и Челябинск (в обоих городах 300—306 трамваев на 15—14 маршрутах), Волгоград (252 трамвая на 11 маршрутах). Казань в этом отношении плетется в хвосте: хуже ситуация только в Красноярске и Ростове.

Между тем считается, что трамвай — самый удобный вид транспорта, уступает в этом отношении только метро. Но метро есть даже не во всех городах-миллионниках. А там, где есть, находится, скажем так, в зачаточном состоянии. Только в Москве и Петербурге ситуация хорошая: в столице РФ более 10 тыс. поездов на 206 станций и 12 линий метро, в северной столице 1711 поездов на 67 станций и 5 линий. Неплохо обстоит дело с метро в Новосибирске (104 поезда на 13 станций и 2 линии) и Нижнем Новгороде (107 поездов на 14 станций и 2 линии). В Волгограде вместо метро «скоростной трамвай» (71 единиц на 1 линии) — реальный трамвай, проезжающий по части маршрута под землей. Сравнимы по развитости метро Екатеринбург и Казань: 64 против 47 поездов на одной линии.

PayPass/Payway: Казань и Москва рулят

О комфортности и адекватности современным условиям говорит возможность безналичной оплаты проезда пластиковыми картами в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Осуществляется она по технологии Visa payWave и MasterCard PayPass, предоставляющим возможность бесконтактного способа оплаты на суммы до определенной величины без «пин-кода» — карту надо поднести к платежному терминалу. В России такая сумма ограничивается 1000 рублей. Однако такая возможность есть далеко не во всех городах.

Возможность платить таким образом в автобусах есть в Казани и в Москве (и в муниципальных, и в частных). В Уфе — только в государственных автобусах (муниципального автобусного транспорта в столице Башкортостана нет). В Омске, как и Нижнем Новгороде, планируют ввести такую систему в IV квартале 2017 года. В Питере есть лишь один, пилотный маршрут. В других девяти городах-миллионниках такой технологии нет. С троллейбусами ситуация чуть получше, PayPass/Payway есть в четырех городах — в Уфе, Воронеже, Москве, Казани. В Питере и Новосибирске — лишь на одном пилотном маршруте, Омск с Новгородом планируют «апгрейдить» свою систему до конца этого года. С трамваями ситуация повторяет автобусную. Зато в метро такая система установлена в пяти городах, в том числе и в Казани.

Фото Максима Платонова

«Смарт»-тарифы без льготных категорий в Казани и не действующие в маршрутках в большинстве городов

В основном в настоящее время оплата производится в общественном транспорте наличными или через «электронный кошелек» (условно — «смарт-карта»), которую в Казани называют «билетом длительного пользования». Из 15 городов-миллионников известны следующие «электронные кошельки»: «Тройка» (Москва), «Подорожник» (Питер), «Екарта» (Екатеринбург) и др. Нет «кошелька» лишь в двух городах — Воронеже и Перми.

«Кошелек» удешевляет проезд во всех остальных исследованных нами городах. В Москве единый тариф на всех видах общественного транспорта — 35 рублей. В Питере существует ограничение на число поездок (до 10 ), тариф на всех видах транспорта, кроме метро (36 рублей) — 31 рубль. Третий по дороговизне поездок по смарт-картам — Екатеринбург (26 рублей). Казань вместе с Самарой занимают четвертое место с «электронным» тарифом в 23 рубля. Дешевле всего проехаться будет в Волгограде, Новосибирске и Ростове (17—19 рублей).

Проезд с использованием электронного кошелька по ссылке

В маршрутках смарт-карты действуют без ограничений лишь в Красноярске и Санкт-Петербурге, в остальных городах либо действуют не во всех маршрутках, либо придется расплачиваться наличными. Это, однако, касается взрослого населения — со школьными, студенческими, и пенсионными смарт-картами все гораздо хуже. Школьники по смарт-карте могут расплачиваться лишь в шести городах. Любопытно, что в Москве проезд им будет стоить столько же, сколько взрослым — 35 рублей. Самые симпатичные тарифы для школьников в Новосибирске (9—10 рублей) и Ростове-на-Дону (8,5—9,5 рубля). В Казани никаких смарт-преференций для школьников не предусмотрено. Студентам еще сложнее — студенческие смарт-карты есть лишь в четырех городах (лучше всего, опять же, в Новосибирске — 9—10 рублей). Пенсионеры смогут расплачиваться со льготой по картам лишь в двух городах — Омске и Ростове (9,5 рубля).

«Золотые» проездные в Питере и Екатеринбурге и казанский проездной по цене московского

Наличными расплачиваться дороже. Москва с тарифом в 55 рублей на всех видах транспорта — самый дорогой город. В Питере — 40 рублей. На третьем месте — Екатеринбург (28 рублей). Казань — четвертый по дороговизне город, тариф здесь в прошлом году был повышен до 25 рублей. Самые дешевые города — Ростов-на-Дону (17—19 рублей) и Новосибирск (18—19 рублей, исключая маршрутки, где проезд может в некоторых случаях стоить и 30 рублей).

Стоимость проезда за наличный расчет в городах-миллионниках по ссылке

Еще один вариант — проездные (безлимитные ежемесячные). Единый проездной есть в восьми городах. Как ни странно, самый дорогой проездной вовсе не в Москве (2050 рублей в месяц), а в Петербурге (2900) и Екатеринбурге (2800). Казанский проездной сравним по стоимости с московским — 2040 рублей. В пяти городах проездной не действует на маршрутках (Новгород, Ростов, Самара, Питер, Челябинск). Студенческого и школьного проездного в Казани нет — в столице РТ есть лишь пенсионный проездной (448 рублей). Студенческие проездные есть лишь в пяти городах: Волгограде, Новгороде, Самаре, Петербурге, Екатеринбурге, самые дорогие — в Волгограде и Екатеринбурге (1650—1700 рублей). Школьные проездные действуют в шести городах, самый дорогой в Екатеринбурге (1000), дешевый — в Петербурге (515).

Стоимость проезда по безлимитному проездному в городах миллионниках по ссылке

Выделенные полосы: в мэрии Казани продолжают выделять полосы для автобусов, не имея представления об их протяженности

Еще один ключевой фактор, на которой в последние годы делали ставки муниципальные власти России, — наличие в транспортной системе выделенных полос для общественного транспорта. Они существуют в настоящее время в 11 городах. В Москве они протянулись на 249,17 км. В Питере — на 52,5 км, в Новосибирске — на 30,16. Казань — единственный город, не ведущий статистику протяженности выделенных полос, по данным ряда СМИ, в столице РТ всего 46 км выделенных полос.

Жесткие условия движения по выделенным полосам существуют в Перми (движение прочего, не общественного транспорта, запрещено) и Петербурге (разрешается движение такси, школьным автобусам, пожарным, полиции и т. д.).

Казанские власти заинтересовались полосами в 2008 и 2010 годах (на большинстве улиц шириной не менее трех полос в одну сторону). Используются полосы в основном автобусными маршрутами. Известно, что на время проведения Универсиады и водного Мундиаля в 2013 и 2015 годах число полос было увеличено (даже там, где самого общественного транспорта и маршрутов отродясь не было). По окончании мероприятий «спортивные полосы» ликвидировали. Напомним, что далеко не все автомобилисты и жители города восприняли введение выделенных полос с воодушевлением и пытались — безуспешно — оспорить их появление в судах.

Наличие выделенных полос в городах-миллионниках по ссылке

Источник : https://realnoevremya.ru/analytics/68456-analiz-sistem-obschestvennogo-transporta-v-millionnikah-rossii

P.S. Данные по транспорту Уфы и другим городам, приведенные в статье, не совсем корректны и имеют погрешности. Тем не менее, статья интересна для массового читателя с точки зрения аналитики и заслуживает того, чтобы с нею ознакомиться.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Загрузка комментариев...