Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2018 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Новости

  • 6 Апреля 2019 12:04
Количество просмотров: 3196

Тем, кто любит поностальгировать по СССР, в Новосибирске далеко ходить не надо — по городу до сих пор колесят легендарные советские троллейбусы марки ЗиУ-9, выпущенные 30–40 лет назад. Достаточно выйти на Красный проспект и запрыгнуть в 5-ку или 13-й — и вот вы уже перенеслись во времена Советского Союза. Троллейбусы оказались более живучими, чем массовый автобус ЛиАЗ-677, о котором мы уже рассказывали. Ежедневно эти «электрокары» перевозят тысячи новосибирцев и сдаваться пока не собираются. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Этот троллейбус с бортовым номером 1219 выпущен в 1987 году и уже проехал более миллиона километров. А водит его Нина Малышкина, которая за рулем с 1974 года. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

При рождении наш троллейбус был красненьким, но затем его перекрасили в зеленый в соответствии с программой унификации электротранспорта. Зеленый цвет — символ экологической чистоты.

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

32 года назад Нина Малышкина приняла этот троллейбус новеньким и с тех пор с ним не расстается. Машина, конечно, постарела, но пока серьезно не ломается, только техобслуживание и замена расходников. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

«Троллейбус мне чем нравится: это экологически чистый вид транспорта. Выходит на линию в любое время, зимой, в мороз, в жару. Ходит он с утра раннего, 5 часов, и до позднего вечера», — рассказывает Нина. И действительно, техника отдыхает всего 5 часов в сутки, с полуночи, а остальное время проводит на линии.

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Марка ЗиУ-9 — это самый массовый троллейбус в мире. В 70-х эта машина заполнила улицы советских городов и перевезла миллионы пассажиров. Конкретно этот аппарат имеет модификацию ЗиУ-682В. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Троллейбус — это ведь, по сути, электрокар, только без батареи. Его устройство очень простое и надежное. Сердце машины — тяговый электродвигатель мощностью 110 кВт, запитываемый от сети 550 вольт. Весит он всего 700 килограмм при общей массе машины в 10 тонн (18 тонн с пассажирами). 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

От мотора тяга передается через карданный вал к заднему редуктору с двумя шестернями и дифференциалом — вот, собственно, и все. Максимальная скорость троллейбуса по паспорту 90 км/ч, и все, кто на нем ездил, помнят, как бодро он берет разгон и оставляет за собой многие легковушки. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Педали газа и тормоза у водителей троллейбусов называются по-особому: пусковая и тормозная педали. Если сильнее давить на пусковую, машина будет разгоняться энергичней. Тормозную педаль выжимают левой ногой. Крутить огромный руль помогает гидроусилитель. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Управление троллейбусом в городе требует определенных навыков. Нужно учитывать, что длина машины целых 12 метров. Отклоняться от контактной линии можно не более чем на 4,5 метра вправо или влево. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Присоединять токоприемники к проводам контактной сети — пожалуй, самое трудное физическое занятие при эксплуатации троллейбуса, особенно для женщин. В остальном сложностей нет — сами водители ничего не чинят, их обслуживает штат мастеров-ремонтников. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Именно поэтому еще в советские годы повелось, что электротранспортом управляют в основном женщины, а автобусами — мужчины. В автобусе нужно переключать передачи, самому что-то чинить, менять колеса в случае чего. Ну и кроме всего прочего, автобусные двигатели внутреннего сгорания сильному полу ближе, ведь у мужчин в крови бензин, как известно.

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

ЗиУ-9 берет на борт максимум 125 пассажиров. 30 из них могут сидеть, остальные стоят. Самые козырные места у окошечка кабины водителя, чтобы смотреть на дорогу...

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

... и на задней площадке возле двери. Здесь получился такой закуток, защищенный со всех сторон поручнями. Обладатель этого места при сильной давке всегда ехал с комфортом. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Почти все сиденья в салоне перешиты кожзамом, но спинки многих сохранились в оригинальном виде. Хозяйка троллейбуса хвалит сиденья за комфорт: «Удобно на них сидеть. Сейчас спинки какие-то пластмассовые, а на этих удобней зимой, они мягкие». Действительно, сиденья напоминают мягкую мебель и неплохо амортизируют на городских ямах. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

«У нас есть свои пассажиры, которые привыкают, потому что мы ездим по своему расписанию. Они нас ждут, узнают, здороваются. И студенты ездят, и все. Люблю свою работу и людей», — говорит Нина Малышкина. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Сейчас балансовая стоимость этого троллейбуса — ноль рублей. Просто потому, что он давно отработал свой назначенный срок службы — 10 лет, или 600 тысяч километров. Но 32-летняя машина упорно ездит, в то время как её более младшие собратья начинают ломаться.

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

Когда придет и его срок, троллейбус спишут. Снимут двигатель, редукторы, ступицы, еще какие-то детали. А кузов отправят на переплавку за небольшие деньги. 

В 1987 году эта модель стоила 36 тысяч рублей. Сейчас новые троллейбусы отечественного завода «Тролза» (бывший ЗиУ) стоят по 7 и более миллионов рублей. Кстати, чисто теоретически можно купить себе троллейбус в частные руки и арендовать маршрут и контактную сеть. Но это только теоретически. 

Нина и ее рогатый: история троллейбуса, на котором 32 года возит новосибирцев веселая женщина-шофер

На сегодня в троллейбусном парке Новосибирска числится 258 машин, из них 215 постоянно на линии. Старичков из советского времени осталось совсем немного, порядка 15 штук. Еще несколько лет, и они окончательно уйдут. Ну а пока знаменитый троллейбус ЗиУ исправно возит новосибирцев, а любителям СССР позволяет прикоснуться к прошлому. 


Источник: НГС.НОВОСТИ

(Нет голосов)
Загрузка комментариев...