Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2018 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Новости

Сохранятся ли в Тамбове троллейбусы?
  • 10 Апреля 2019 12:04
Количество просмотров: 1482

К БАНКРОТСТВАМ НЕ ПРИВЫКАТЬ

Это далеко не первый случай, когда муниципальная транспортная система Тамбова либо оказывается на грани признания несостоятельным должником, либо вообще объявляется банкротом. Причём, как показывает история, её бедственное финансовое положение совершенно не зависит от организационно-правовой формы: МУПы преобразуются в ООО, ООО опять в МУПы — но картина не меняется. Более того, бедствие усугубляется, так как троллейбусов в городе становится всё меньше, соответственно убывает и выручка, а размер контактной сети остаётся прежним и, к тому же, она всё сильнее изнашивается.

В 1989 году в городе было 185 троллейбусов, из которых 130-135 ежедневно выходили на маршруты, а остальные находились в резерве либо на починке.

В девяностые годы были большие споры по поводу закупки новых машин. Мэрия Тамбова выступала за закупку подержанных автобусов и полностью игнорировала троллейбусы, за что её постоянно критиковали депутаты городской Думы, которые справедливо утверждали, что электрический транспорт более экологичен, но при этом забывали о финансовой стороне вопроса.

Пока шли споры, свидетелем которых не раз бывал автор этих строк, троллейбусный парк уменьшался естественным путём: «рогатые» ветшали, изнашивались и отправлялись в утиль… К моменту кризиса 1998 года в городе осталось всего 96 троллейбусов. Ну, а после «дефолта» стало тем более не до закупки новых машин.

Городским транспортом тогда ведал МУП «Тамбовпассажиртранс», который в соответствии с волей мэрии расширял свой парк исключительно за счёт старых автобусов, которые закупались в странах Европы. К началу «нулевых» годов они начали лавинообразно приходить в негодность, частично подтвердив правоту городской Думы. Их тогда осталось всего 40, и если бы не коммерческий транспорт, то жителям Тамбова, по всей видимости, пришлось бы передвигаться по нему пешком.

Муниципальными автобусами городские власти начали затыкать «дыры» в транспортном сообщении, пуская их по невыгодным для частных компаний маршрутам. Это было решение, правильное с социальной точки зрения, но разорительное с финансовой. Бюджет полностью не возмещал убытки муниципального предприятия, которое  не спасло непонятно зачем предпринятое переименование из «Тамбовпассажиртранса» в «Пассажирские перевозки».

К 2006 году этот МУП утонул окончательно. Он был объявлен банкротом.

Троллейбусы в городе сохранились благодаря соглашению, которое в 2007 году администрация города подписала с Вологодской холдинговой компанией. Совместно они создали ООО «Тамбовэлектротранс». Предполагалось, что это предприятие будет не только поддерживать в порядке имеющиеся муниципальные троллейбусы и автобусы, но и закупать новые «рогатые» в Вологде у фирмы «Транс-Альфа».

Тогдашний глава городской администрации не случайно создал ООО вместо МУП. Он придерживался очень распространённой и сейчас точки зрения, что организационно-правовая форма предприятия сильно влияет на эффективность его работы. Но увы, «Тамбовэлектротранс» постигла та же участь, что и предшествующие ему муниципальные унитарные предприятия. В 2009 году общество с ограниченной ответственностью оказалось в крайне тяжёлом финансовом положении. Вологодская холдинговая компания помогать ему не стала, умыв руки. У городской администрации денег, достаточных для спасения этого ООО, не оказалось, и его объявили банкротом.

ПО НАЕЗЖЕННОЙ ЛИНИИ

На месте банкрота «Тамбовэлектротранс» был создан герой нашего повествования — МУП «Тамбовгортранс». Начало его существования отметилось позитивным событием: в город были поставлены 20 новых троллейбусов «ТролЗа», что позволило усилить некоторые маршруты и даже восстановить прежде отменённые (например, седьмой).

Однако, как и прежде, разовое вливание денег не спасло положение. МУП «Тамбовгортранс» стал болеть теми же недугами, что и его предшественники. Уже в 2012 году стало заметно невооружённым глазом, что муниципальный транспорт в Тамбове угасает.

В 2013 году вновь были закрыты седьмой и тринадцатый троллейбусные маршруты, что не было случайностью: к этому времени с начала работы «Тамбовгортранс» были списаны 19 троллейбусов.

После 2014 года, когда в экономике страны и области начались передряги, состояние электрического транспорта стало быстро деградировать. В прошлом году в депо на улице Чичканова насчитывалось всего 32 пригодных к эксплуатации троллейбуса и ещё пять вышедших из строя. Средний возраст их перевалил за 12 лет.

ПРОЖОРЛИВАЯ КОНТАКТНАЯ СЕТЬ

Ветшала и контактная сеть, которую, тем не менее, невозможно было уменьшить пропорционально числу троллейбусов. Создаваться она начала в середине прошлого века: первый троллейбус в Тамбове пошёл в 1955 году! С тех пор она износилась более чем на 80 процентов и при прохождении через неё терялась около половина (!) поступаемой энергии.

Сети, включая подстанции, необходимо модернизировать, однако на это нужны огромные средства. В администрации города говорят о сотнях миллионов рублей, аналогичную информацию дали и в исполнительной ветви областной власти.

— Нынешние тарифы не обеспечивают нормальное функционирование троллейбусов. Потери в контактных сетях огромны. Для их модернизации нужно не менее 200 миллионов рублей. Едва ли власти найдут Тамбова такие деньги. Возможно, город будет вынужден оказаться от электрического вида транспорта, — говорит начальник управления ТЭК и ЖКХ области Светлана Григорьева.

Действительно, в своём нынешнем состоянии троллейбусы и необходимые для их движения электрические линии разоряют город.  Себестоимость одной поездки в этом виде транспорта получается вдвое дороже, чем в автобусе. Каждый год администрация Тамбова перечисляет МУП «Тамбовгортранс» 30 миллионов рублей субсидий, однако этой суммы не хватает даже на то, чтобы возместить предприятию убытки, которые наносит ему электрический транспорт.

О каких-либо серьёзных вложениях в модернизацию контактных сетей сегодня речи не идёт. Их по решению городской Думы постепенно списывают. Пока демонтированы только линии на улицах 40 лет Октября и Елецкой, однако все понимают, что это лишь начало: электрический вид городского транспорта превратился в «чёрную дыру», безвозвратно поглощающую бюджетные деньги.

Уже несколько лет обсуждается вопрос о постепенной замене троллейбусов газовыми автобусам, однако дело в мёртвой точки не сдвигается. Предполагалась и постепенное вытеснение троллейбусов белорусскими электробусами. Им не нужны контактные сети, так как они движутся за счёт энергии, накопленной в конденсаторах. Однако последние нужно часто подзаряжать, а значит, необходимо построить множество зарядных станций, на что опять же нужны деньги.

Итак, чтобы решить проблемы МУП «Тамбовгортранс», нужны большие, которые город найти не может. В итоге долги предприятия перед энергетиками растут.

ЭТОТ ИСК – НЕ ПОСЛЕДНИЙ

В исковом заявлении «Тамбовской областной сбытовой компании» к муниципальному предприятию значится сумма, которая не поражает воображение. Всего 27 миллионов 350 тысяч рублей. Однако, по словам директора МУП Александра Шелудякова, и такие деньги предприятие найти не сможет.

В прошлом году в арбитраже рассматривался иск к муниципальному перевозчику на гораздо меньшую сумму – всего восемь миллионов рублей. Суд принял сторону кредиторов, но предоставил городскому предприятию отсрочку, учитывая его бедственное финансовое положение. По долгам МУП рассчитался город.

Сегодня речь идёт уже не о 8, а уже о 27 миллионах с «хвостиком». Поэтому, если не поможет город, то банкротство весьма вероятно.

Александр Шелудяков утверждает, что кредитор опять согласился на отсрочку, а власти города пообещали предприятию увеличенную почти вдвое субсидию. Если предприятие её получит, то сможет погасить долг перед «Тамбовской областной сбытовой компанией». Таким образом, оно избежит банкротства, однако это временное решение проблемы: деньги на модернизацию контактных сетей не найдены и, скорее всего, не найдутся.

Поэтому, как бы это печально ни звучало, очередного иска долго ждать не придётся.

Не исключено, что в соответствии с последними федеральными поветриями, МУП «Тамбовгортранс» будет преобразован в предприятие с другой организационно-правовой формой, например, ООО. Дело в том, что руководство России считает унитарные предприятия крайне неэффективной формой хозяйствования. Закон об их ликвидации к началу 2021 года уже принят в первом чтении в минувшем декабре.

Однако крайне сомнительно, что преобразование МУП «Тамбовгортранс» в ООО или какую-либо ещё форму поможет решить его проблемы. Деньги на модернизацию контактных сетей и закупку троллейбусов благодаря этому чудесному превращению не появятся. Увы, основные причины неэффективности муниципальной транспортной системы кроются точно не в её организационно-правовой форме.


Источник: Тамбовская жизнь

(Нет голосов)
Загрузка комментариев...