Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2018 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31
20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Новости

Трамвай: история и современность
  • 4 Апреля 2019 12:04
Количество просмотров: 2392

Прообразом современного трамвая стала конка — рельсовый транспорт на конной тяге. Она появилась в начале XIX века в американском городе Балтиморе. К середине столетия конно-железные дороги появились в разных частях света.

Создание трамвая

Во второй половине столетия ученые задумались о создании городского транспорта на электрической тяге. Независимо друг от друга над этим работали русский ученый Пироцкий, американец Дафт и немец Сименс. Впервые испытали электрический трамвай в 1880 году в Санкт-Петербурге. А вскоре он настолько широко распространился, что стал основным видом городского транспорта.


Ретро-трамвай в Стамбуле

Время с начала XX века и до середины 1930-х можно назвать золотым веком трамваев: системы легкорельсового транспорта создавались по всему миру, вагоны совершенствовались, пассажиропоток рос. Но вскоре после Второй мировой войны популярность трамвая пошла на спад. Причиной этого стала растущая конкуренция с другими видами транспорта: автобус, троллейбус, метрополитен постепенно развивались, становясь быстрее и надежнее, чем легкорельсовые вагоны. К тому же, во многих европейских городах трамвайные системы оказались разрушены в результате боевых действий.


Интерьер старинного трамвая

Упадок трамвая

К началу 1960-х личный транспорт стал символом богатства, прогресса и процветания, и правительства многих стран взяли курс на всеобщую автомобилизацию. Тем временем, существующие трамвайные сети старели и изнашивались, и вместо того, чтобы ремонтировать и модернизировать, их постепенно уничтожали.

В попытках предоставить машинам больше пространства в городах убирали трамвайные рельсы, расширяли дороги, строили многоуровневые развязки и эстакады. Жить в таких городах без личного автомобиля становилось неудобно — и люди массово покупали машины. Последствия такой автомобилизации населения стали плачевными: пробки, шум, ухудшение экологической ситуации, недостаток парковочных мест.

Возрождение трамвая

В какой-то момент правительства разных стран одно за другим стали пересматривать транспортную политику. И в конце 1970-х годов начался трамвайный ренессанс — в городах Канады, Франции, Голландии и других стран открылись новые трамвайные системы с современными вагонами. Постепенно жители мегаполисов отметили благотворное влияние легкорельсового транспорта на городскую среду. Количество автомобилей в населенных пунктах начало снижаться, появились пешеходные улицы и новые общественные пространства. Там, где раньше располагались автопарковки и автодороги, возникли красивые набережные, скверы и парки.


Трамваи в Пражском депо

Чем хорош легкорельсовый транспорт

Почему же в борьбе с автомобилизацией городов урбанисты часто обращаются к современному легкорельсовому транспорту? Оказывается, трамваи могут похвастаться рядом преимуществ по сравнению с автобусами, троллейбусами и метрополитеном.

  1. Современные многосекционные трамваи вмещают больше пассажиров, чем автобусы и троллейбусы. Еще вместимость легкорельсового транспорта можно менять в течение дня: подцеплять дополнительные вагоны в часы пик и отцеплять в другое время.
  2. Если трамвайные пути изолированы от автомобильной дороги, интервал движения можно снизить до 40 секунд — а значит, еще больше пассажиров смогут уехать за короткий промежуток времени.
  3. При этом строительство и обслуживание трамвайной линии обходится в десятки раз дешевле, чем метро.
  4. Электротранспорт экологичен — он не загрязняет город продуктами сгорания топлива.
  5. При грамотном обслуживании трамваи могут служить значительно дольше, чем автобусы или троллейбусы. Например, в Милане до сих пор выходят на линии вагоны 1930-х годов выпуска.

Старый миланский трамвай

Какие они, современные трамваи?

Современные трамваи совсем не похожи на транспорт начала и середины XX века. Отличаются они не только дизайном, но и следующими характеристиками.

Быстрее ездят

Во многих городах строят отдельные линии скоростного трамвая — обычно они соединяют город с аэропортом или отдаленными районами. Их часто позиционируют как отдельный современный вид транспорта. Но на самом деле, «обычные» и «скоростные» трамваи лишь незначительно отличаются друг от друга.


Скоростной трамвай едет по изолированным путям

Скоростными называют те трамвайные линии, маршрутная скорость которых превышает 24 км/ч с учетом всех остановок. Заставить наземный рельсовый транспорт ехать быстрее можно следующими способами:

  • Положить хорошие рельсы — именно от качества полотна зависит скорость движения вагона;
  • Изолировать пути от автомобильной дороги и пешеходов — например, расположить их под землей или на эстакаде;
  • Увеличить длину перегонов — чем реже транспорт останавливается, тем выше его скорость.

В этом и заключаются основные отличия скоростных трамваев.

Меньше стоят на остановках

Еще один способ увеличить среднюю скорость движения трамвая — сократить время остановки. Для этого нужно сделать так, чтобы пассажиры могли быстрее садиться в вагоны или покидать их.

В конце XX века европейские конструкторы начали переходить на низкопольные трамваи. Входы в вагон у таких моделей расположены на уровне земли, что позволяет избавиться от ступенек. Так что, чтобы попасть внутрь трамвая, достаточно сделать один шаг. Низкопольный общественный транспорт удобен для всех пассажиров — в том числе для пожилых, маломобильных или родителей с колясками.


Низкопольный сочлененный трамвай в Москве

Вмещают больше пассажиров

С увеличением численности населения городов растет и количество пассажиров общественного транспорта. Сегодня привычные нам двухосные вагоны уже не обеспечивают необходимую вместимость во многих крупных населенных пунктах.

Эту проблему можно решить разными способами — например, сцепив несколько вагонов в своего рода поезд. Такая конструкция имеет свои недостатки: транспорт хуже разгоняется и немного теряет в маневренности. Кроме того, в начале и середине XX века в некоторых городах появились двухэтажные трамваи — однако, сегодня они практически не встречаются.


Самое популярное решение — сочлененный трамвай, состоящий из нескольких секций. Такой транспорт легче вписывается в крутые повороты, а за счет сквозного прохода пассажиры и кондуктор могут свободно перемещаться по всему салону.

Спустя 150 лет после изобретения трамвай все еще считают перспективным видом городского общественного транспорта. А вы часто ездите на трамвае?


Источник: auto.mail.ru



27


(Нет голосов)
Загрузка комментариев...