Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2018 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Новости

Узбекский трамвайный ренессанс
  • 26 Февраля 2018 10:02
Количество просмотров: 9110

Существует две вещи, полностью изменившие города: лифт и трамвай. Лифт позволил строить выше, а трамвай – шире. В начале 20 века в большинстве крупных городов мира существовали разветвленные трамвайные линии, которые в прямом смысле вывозили города – трамвай был символом прогресса и показателем успешности города.

В середине 20 века ситуация уже была иной: автомобилизации и проблемы пробок изменили представление людей о городе и требовали каких-то решений. В это время появились правила движения, площади стали походить на авторынок и люди увидели пробки. Бытовая логика на эти проблемы отвечала просто – нужно больше места и тогда всё поедет. В этот момент города стали закатывать рельсы в асфальт, сносить кварталы ради развязок и загонять людей под землю. Невероятно, но интуитивно правильные решения привели к полностью неправильным результатам – становилось только хуже.

Сегодня специалисты смотрят на транспорт иначе. Заниматься транспортным планированием невозможно без учёта застройки и качества общественных пространств – всё это влияет на транспортный спрос, который должен удовлетворить город. Проблема пробок решается не с помощью созданием новых мест для машин, а с помощью регулирования спроса на поездки – как только места становится мало, стоимость поездки на машине повышается и создаётся возможность быстро и комфортно доехать на общественном транспорте и велосипеде – спрос удовлетворяют другим транспортом. Поэтому в 21 веке города возвращают трамвай – он оказался самым эффективным уличным видом транспорта за адекватную цену.

Если вы считаете, что СССР шёл своим путём, то ошибаетесь. В Самарканде трамвай существовал с 1947 по 1973 года и был закрыт по причине роста количества машин. В 2017 году трамвай вновь вернулся в город, а совсем недавно была открыта вторая линия. Прошло всего лишь 43 года 6 месяцев и 25 дней.


Трамвай - сложное и дорогое решение, которое позволяет быстро и комфортно перевозить большое количество людей. В Европе и США трамвайные проекты неразрывно связаны с общим развитием города – вдоль линии повышается цена недвижимости и растёт интерес девелоперов. Поэтому трамвай окупается не столько за счёт билетов, сколько за счёт продажи земли, налогов, улучшения экологии и транспортной ситуации. При этом трамвай обычно субсидируют за счёт бюджета или специальных налогов с автомобилистов.


Обычно от стадии проекта до запуска трамвая проходит 5-10 лет: нужно всё серьёзно просчитать, выкупить землю, переложить коммуникации, решить вопрос финансирования и так далее. В Самарканде же решение о возвращении трамвая было принято президентом, всего через полгода началась обкатка вагонов на улице.


Возвращению трамваев Самарканд обязан Ташкенту – там сначала решили закупить новые чешские вагоны, а через какое-то время главный начальник решил расширить дороги. В итоге столица Узбекистана лишилась трамвайного движения, но вагоны было решено передать Самарканду.


Полгода – адски мало для реализации подобных проектов. Это не системное решение, а хотелка одного человека с пометкой «срочно, дедлайн вчера». Поэтому строительство было поручено железнодорожникам, которые пригнали путеукладчик на обычные улицы! Многие сначала думали, что это вообще фотошоп:


Спешка не прошла бесследно – качество путей скверное, а кривые в поворотах сделаны из порезанных прямых рельсов. Такого я не встречал даже в Твери. В итоге трамваи проходят повороты либо очень медленно и людей внутри кидает как картошку в кузове газельки, либо вагоны просто сходят с рельсов и едут до ближайшего дома.


Стыки не заваривали, что плохо – это дополнительный шум, вибрации и износ трамваев:


Хороший трамвай это не рельсы с вагонами – важен хороший транспортный сервис. Люди должны понимать интервалы движения, иметь возможность купить абонементы, не стоять в пробках и просто безопасно выходить на остановках. С сервисом в Самарканде большие проблемы:


Кто-то догадался нанести зебры у остановок и сделать что-то типа платформ из разметки. Проблема лишь в том, что люди всё равно выходят под колёса машин, разметка не остановит машину – нужны физические платформы с павильонами и светофорами через широкие улицы.




К слову, жители предвещали транспортный коллапс – городские улицы слишком узкие для трамвая, по мнению автомобилистов. Естественно ничего плохого не случилось, хотя улицы стоило бы заузить и высадить деревья.


Водитель трамвая не должен продавать билеты – его задача вести людей и не прищемить дверью кому-нибудь ногу. Для этого придумывают длительные билеты с автоматами по продаже, вводят электронные проездные и контролёры ловят безбилетников – так дешевле, безопаснее и проще, чем каждый раз отчитывать сдачу за 1 билет.


Сами трамваи полунизкопольные, чистые и ухоженные:


В городе два маршрута: ЖД вокзал — Сартепа и ЖД вокзал — Сиабский рынок. Трамвай ходит ежедневно с 6:00 до 23:00 и интервалом 7 минут. Википедия говорит, что планируется построить ещё одну очередь.


Трамвай считается магистральным видом транспорта, поэтому ему делают приоритет на улице и убирают лишнее дублирование с другими маршрутами. В Самарканде правильно проложили рельсы по центру улицы, но забыли убрать маршрутки и сделать физическое разделение. В итоге потенциал трамвая не раскрывается, а деньги пассажирам уходят микроавтобусам.


Трамвайное депо:


Да, всё верно – его просто не успели построить, трамваи ночуют на улице:


Учебная Татра, тоже из Ташкента:


Заповедник старой техники:


Депо делают на месте автобусного парка:


Нас дважды звали на приём к директору парка, заставляли разуваться, но каждый раз кабинет был пустой. Зато на транспортную модель макет какой-то посмотрели:


Итого мы имеем первый случай возвращения трамвая на территории бывшего СССР и в рекордные сроки. Платой за спешку стала половинчатая работа всей системы, но как факт – вагоны ходят и люди ездят.


Когда-нибудь российские города опомнятся от бензиновой лихорадки и тоже начнут повышать эффективность транспортной системы. Многим городам придётся с нуля выстраивать транспортные каркасы, ведь в своё время они спилили рельсы, продали депо и порезали вагоны на благо маршруточному лобби – платить за такое придётся очень дорого. Вернуть трамвайное движение стоит в десятки раз дороже, чем просто модернизировать существующую сеть.


Подробнее: LIVEJOURNAL

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Загрузка комментариев...